Игровая реабилитация на этапах лечения раненых и больных с поражениями опорно-двигательного аппарата
ИГРОВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НА ЭТАПАХ ЛЕЧЕНИЯ РАНЕНЫХ И БОЛЬНЫХ С ПОРАЖЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Ю.И. Портных, Г.А. Вселюбский, А.Ю. Акопов, А.А. Несмеянов Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры имени П.Ф. Лесгафта; Медицинский центр «Бехтерев»; клиника «НОРДМЕД» лауреат «Золотой книги Санкт-Петербурга». Игра – искусство убеждения. Лоренс Оливье. Игра – не просто спорт, она полна смысла и значения. Ф. Фребель Словосочетание «игровая реабилитация» мгновенно обращает наше внимание на основные психологические категории. И в первую очередь включается ощущение, что данная тема недостаточно разработана и даже больше – основательно запущена. Затем появляется потребность определиться в терминологии и желание прояснить возможности игры в адаптации раненого или больного в сложившейся на его жизненном пути ситуации. В его способности приладить анатомию и функцию организма к изменившимся условиям окружающей среды и к своим внутренним переменам с целью повысить эффективность своего существования и тем самым разрешить экзистенциональный кризис. Теперь уже включается сфера чувств и эмоций детерминированная оценочными позициями. И, наконец, возникает интуитивное представление о богатых перспективах игровой реабилитации способной иметь судьбоносное значение для пострадавшего.
Учитывая то, что игра как мета ценность наряду с понятиями свобода, истина, любовь, не может быть точно обозначена, возникают значительные сложности при ее дефиниции. Еще древние, преклоняясь перед игрой и ее сокровенной тайной, размышляли о «Боге играющем», отдавая даже само создание мира в руки играющего, слепому Эросу. Гениальный В. Шекспир сравнивал всех живущих с актерами, играющими не одну роль на «сцене жизни» в театре под названием – мир.
Игру обычно противопоставляют работе, характеризуя ее так, что она не направлена на достижение каких–либо основных целей, подразумевает повторяемость уже усвоенных действий и, конечно, тем, что она добровольна. То есть игра – это деятельность, которой занимаются ради нее самой, ради удовольствия, которое она приносит. Суть в том, что Игровая реабилитация это деятельность в которой субъект одновременно выражает фантазию и адаптируется к внешнему миру. Его воображение включено в общение, но цензура: Торможение и Вина временно не работают; в результате игра дает свидетельство желания при вытеснении Тревог и Страхов и становится выражением Свободных Ассоциаций (10). Да и само слово «игра» имеет корень – aig – (колебаться, двигаться). Находясь в определенной степени возбуждения, играющий выражает непосредственное настроение и отношение к окружающим людям и предметам. И чем он труднее прогнозируется, тем лучше и интереснее игра. Спонтанность игры рождает новизну, которая зачастую является особенно важной для повышения эффективности лечебного процесса, мощной творческой составляющей реабилитации. Лапидарное определение игры выглядит в современном психологическом понимании так. Игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированное в социально закрепленных способах осуществления предметных действий.
Итак, игра – это психическое индивидуальная внутренняя реальность в отношении к внешней или разделенной реальности. Это не трудовая деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением. Все это делает игру, в сущности, универсальным феноменом неподдающимся жесткому научному анализу. Именно эта неразрешенность, экзистенциальная неопределенность и снимает все ограничения в использовании игры в любых формах и видах реабилитации, для любых контингентов раненых и больных, давая значительную свободу для сотворчества врача и больного. Тогда, игровая реабилитация осуществляется именно там, где перекрывается пространство игры пациента и пространство игры врача (тренера, партнера) (4). Психотерапия там, где играют вместе. То есть уже сама игра является психотерапией. По наблюдениям транзактных психотерапевтов интенсивнее всего играют те, кто утратил душевное равновесие (2, 16, 17). Очевидно, что игра несет и диагностическую и психокоррекционную функцию. В педиатрии ее считают даже основным методом лечения детских неврозов (9). Эффективность игры в лечении и реабилитации самых различных заболеваний и повреждений признают ведущие авторитеты психоанализа и поведенческой психотерапии, гуманистической, не директивной и телесно-ориентированной психотерапии. В 1982 году была даже создана междисциплинарная Международная Ассоциация Игровой Терапии (АИТ) интегрирующая деятельность разных специалистов по расширению показаний к игротерапии, стимуляции интереса больных и инвалидов к разным формам и видам игры. Потому в определенных ситуациях в начальной фазе реабилитации начинать надо с того, чтобы перевести пациента из состояния, когда он не хочет играть, в состояние, когда он может это делать. И здесь нелишне вспомнить прозорливого Ф. Шиллера «… человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет». Впрочем, даже у животных отсутствие поведенческих признаков игры свидетельствует о болезни или старости. Вообще игра как род поведения животных и деятельности человека процессуально генетически обусловлено самой природой. Следовательно, игра старше культуры с определяющим ее словом и социализацией. Уже в животном мире игра выходит за рамки чисто физического поведения, выделяя, прежде всего самообучающиеся молодые особи. В непосредственном стремлении к поддержанию жизни игра наполняется познавательной содержательностью и смыслом. Этологи описывают у животных имитационные и демонстративное поведение, своего рода церемонию поз и жестов, напускную игровую агрессию и показную радость. Они полагают, что в основе игрового поведения лежит биологическая целесообразность. В игре происходит создание оригинальных ситуаций и творческое их преодоление. В ней наступает и разрядка избыточной энергии. Игра – это способ выявления свойств внешней среды и состояние внутреннего мира, но и выражение жизненного оптимизма.
Живое существо разыгрывает порядок вещей в природе, как оно этот порядок воспринимает. Поднимаясь выше по лестнице эволюции, оно разыгрывает весь порядок бытия уже в священной игре, помогая тем самым, теперь уже человеку, чувствовать себя причастным к поддержанию мирового порядка (12, 16,17).
Если психика животного полностью индивидуализирована и относительно свободна в пространственно-временном поле «здесь и сейчас», то человек расчленяет этот континуум на тревожащее прошлое с его обидами и будущее с его страхами. В процессе вербального межличностного общения происходит социализация, расширяется его ролевой репертуар и способы функционирования, механизм реализации которых и называют культурой. Для человека игра в большей степени становится именно культурой с ее правилами и символами. С одной стороны игра в первую очередь свободная деятельность, с другой все же ограничена сложившимися морально – этическими нормами. Она освобождает и связывает, зачаровывает и приковывает. Она может захватить в такой степени, что зачастую игроку самостоятельно уже не вырваться из ее плена(5). Неся в себе столь поглощающий характер, игра органично вплелась во все возможные роды деятельности человека. В узком значении игровая реабилитация подразумевает оздоровительное влияние физической культуры и спорта. На восстановление здоровья раненого и больного. И ее аспекты нагляднее всего выражают спортивные игры.
В человеческом сообществе игры, изначально являясь коллективным ритуалом, носили священный характер и означали победу добра над злом, богов над злыми духами. Многие игры имитировали космогонию и имели целью способствовать укреплению связей во Вселенной. Члены команды несли на своих плечах тяжесть мира, ведь от результата их выступления зависела участь их народа, а то и всего человечества. В античной Греции публичные игры, устраиваемые в честь богов, обязывали строго придерживаться правил, содержащих положения божественного закона.
Игра в мяч с давних времен ассоциировалась в Древнем Китае и позднее в античной Греции (под именем – «сфера урания») с любовными играми, предшествующими браку. Играми в мяч и в другом полушарии Земли. Ацтеки воплощали игрой в мяч круговое движение Солнца (8).
Нами выбрана в качестве модели для игровой реабилитации игра с мячом, а именно, питербаскет во всевозможных затребованных по ситуации модификациях – то ли уже привычный ватербаскет, то ли недавно родившийся айспитербаскет и наиболее адаптированный для инвалидов питербаскетвалид (7, 14, 15). Смысл в том, что в питербаскете присутствуют все элементы, характеризующие игру как универсальное понятие. В первую очередь игровой контекст, включающий: игровую зону, время и пространство, в границах которых осуществляется игровое действие. Игра эта создает каждый раз новую модель мира, в рамках которой задается некая ситуация, «спрессовывается» время, до краев наполняясь интеллектуальными и эмоциональными событиями (3, 13), мобилизующими все человеческие физические ресурсы. Контекст игры – это по определению М.М. Бахтина, атмосфера быстрых и резких перемен, риска и свершений. Игра интегрирует все устремления, желания, творческие возможности команды. Каждый ее член, проявляя уникальность и самостоятельность удовлетворяя в то же время базовые индивидуальные потребности в присоединении, эмоционально созвучен с коллективом, желает быть им признанным. Интенсификация в коллективной игре творческой активности служит эффективным средством психофизической адаптации к обстоятельствам жизни, нейтрализующей стрессовые факторы и, следовательно, приводящей к оздоровлению.
Если физическая реабилитация включает в себя восстановление в той или иной мере утраченных функций органов или же выработку компенсаторных механизмов со стороны других органов и систем, то психологическая реабилитация предполагает волевую мобилизацию на готовность к работе и деятельности вообще. Питербаскет, предлагаемый нами для игровой реабилитации раненых и больных, вырабатывая определенные физические навыки, уменьшает сферу неопределенности психологической. Позитивные эмоции, естественно связанные со спортом, снижают уровень психологического негативизма. Известность, что любая травма тела – это и травма психики. И психической адаптации к новым условиям жизни, в общей динамике реабилитации, обычно предшествует состояние депрессии, характеризующееся потерей смысла жизни, утратой большого спектра мотивации интересов. У кого-то отмечается нестерпимое чувство брошенности, а кто-то становится раздражителен и агрессивен. Пессимизм, глубокая меланхолия, тревога, навязчивое поведение, физиологические расстройства – вот состояние многих людей, осознавших в этот период свою инвалидность. Один из пострадавших вспоминает, что в депрессии он чувствовал себя севшим в проходящий поезд, «толком не зная, где и когда выходить». Так как тело и личность единое целое, то при инвалидизации имеет место надлом личности, который обнаруживается в виде ролевого обеднения. Для восстановления личности и быстрейшего выхода из депрессии требуется активная социализация и экзистенциальная стимуляция, побуждающие творческую активность. Игра, как ни одно другое воздействие позволяет игрокам раскрепостить воображение, овладеть ценностями культуры и выработать, благодаря полученным знаниям, опыту и прежде всего желанию, определенные навыки.
Игра дает возможность концептуализировать, структурировать и выносить на осязаемые уровни деятельности ранее не испытанный опыт и связанные с ним чувства. Игра предоставляет новые возможности ситуационного реагирования на затруднительные или неприятные, в случае неудач, игровые эпизоды. Личностно-ориентированная психотерапия рассматривает игру как необходимую составляющую здорового развития.
Именно игра – способ научиться тому, чему никто не может научить. Игры – это творческий способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, структурах и людях. Через отношения в спортивном единоборстве восстанавливаются навыки общественной жизни, в игре сублимируется психофизический опыт и связанные с ним чувства. Проходит чувство обиды, вины и злобы. Возрождается жажда к жизни. В коллективном взаимодействии при корректном социальном поведении укрепляется такая важная категория в структуре личности, как ответственность. Через коллективную ответственность к личностной ответственности за свою Судьбу. Питербаскет в его тонкости и сложности, в его динамике и пространстве – наглядная модель жизни и борьбы. Впрочем, жизнь и есть борьба. И. Хейзинг точно заметил, что вся терминология душевной жизни человека вращается в сфере борьбы (11). И одним из самых важных свойств живого организма является как раз то, что он в известной мере оснащен для ведения борьбы. В игровом спортивном единоборстве инвалид «забывается» и функционирует как здоровый, заново открывая высшие жизненные ценности и обогащаясь позитивными эмоциями.
Командная игра, усложняя способы функционирования в многообразии отношений, служит так называемому росту личности.
Игра - это единственная центральная деятельность человека, имеющая место во все времена и у всех народов. В игру вовлекаются спонтанно и охотно, в нее щедро вкладываются эмоции и чувства. Игра в то же время – способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и во времени.
Кроме того, физические усилия стимулируют выброс оптимизирующих психику нейрогормонов – эндорфинов, - энергия которых с точки зрения психодинамики – это и есть энергия влечений и основная побудительная сила. Надо помнить, что люди с нормальным содержанием нейрогормонов отличаются приподнятым настроением, спокойствием, уравновешенностью. Они легче переносят болезни, адекватно реагируют на стресс и, что очень важно, легче справляются с болью.
Итак, влечения побуждают, ценности притягивают. Особенности психической реабилитации инвалида в игровой спортивной деятельности (баскетбол) именно в том. Что в ней преследуется создание не щадящего, успокаивающего режима, а именно искусственного создаваемого напряжения, являющегося селективным механизмом в природной выживаемости человека. (6). В спортивном состязании психика «отдыхает» от мыслей об инвалидности. Через стимуляцию креативных процессов проясняются и жизненные смыслы, устраняется тревожащий фактор «ущербности». Перефразируя Карла Яснерса, можно сказать: Человек, инвалид он или нет, и становится тем, кем он есть, благодаря птербаскету, ставшему игрой его жизни. Использование в игровой реабилитации игры питербаскетвалид с его сложной геометрией позволяет максимально развить пространственную координацию, этот один из основных компонентов интеллекта. Новая щитовая структура меняет характер баскетбола, что в свою очередь развивает его в самых неожиданных направлениях. А восстановление координирующе-регуляторных механизмов является важным фактором сенсомоторных показателей (7, 13, 14, 15).
Включаясь в процесс игры в питербаскет, участники обучаются жизни в символическом мире, мире смыслов и ценностей, в то же время экспериментируя и исследуя предметы и отношения. Питербаскет поощряет предприимчивость, развивает быстроту и точность принятых решений. В отчасти сохраненных, но во многом и новых правилах игры не пропала атмосфера безопасности и чувства присоединения к группе.
Питербаскет обеспечивает игрокам свободу принятия ответственности и способствует развитию контроля, а он в свою очередь является мощной психологической характеристикой и помогает развивать позитивную самооценку. А это поднимает социологизаторские показатели реабилитации. На энергетическую составляющую мы уже указывали. Питербаскет компенсирует все векторы распределения энергии: при избытке, дефиците или же дисбалансе. Коллективная игра в питербаскет разрешает и биологизаторские возможности, восполняя дефекты деятельности организма и пробуждая его адаптационные резервы.
Чрезвычайно важно и приобретаемое в командной игре питербаскета понимание своего места и значения и, как уже отмечалось, меры ответственности за риск или неуверенность. Игра связывает и освобождает, и в этом напряжении сообщает игровой деятельности, которая «сама по себе лежит вне области добра и зла, вполне этическое содержание» (11). Новая игра полностью соответствует трем, постулируемым древними греками основаниям: прекрасное, полезное, приятное. Действительно, питербаскет отвечает высоким креативным человеческим потребностям, он полезен для здоровья и в то же время по своей сущности представляет истинное удовольствие от всепродолжающегося совершенствования.
…Если считать базовыми четыре проявления чувств: печаль, как попытку изменить прошлое, гнев, как противоборство настоящему, страх, как переживание будущего, - то питербаскет, безусловно, вызывает у играющего чувство Радости, когда не надо ничего менять!… Д.п.н., профессор | Ю.И. Портных | К.м.н., член-корреспондент МАИ | Г.А. Вселюбский | К.м.н., профессор | А.Ю. Акопов | Д.м.н., профессор, Академик РАЕН | А.А. Несмеянов | ЛИТЕРАТУРА -
Баева И.А. Психология в понятиях, образах, переживаниях. М. Изд. «Центр гуманитарного образования». 1996. -
Берн Э. Игры в которые играют люди, люди которые играют в игры. Л. Лениздат. 1992. -
Вачков И. Основы технологии группового тренинга М. Ось-89. 1999. -
Винникотт Д. Игра и реальность. М. Институт общегуманитарных исследований. 2002. -
Вселюбский Г.А. «Игрок глазами психотерапевта. СПб. Вестник психотерапии. №5 (10). 1998,с 68-71. -
Вселюбский Г.А. О соотношении стресса и релаксации в этиологии внутренних болезней. Материалы Всероссийской научной конференции по физиологии под ред. «В. М. Клименко. СПб. Изд. СПбГМУ. 1999 г. с.110-111. -
Вселюбский Г.А. Питербаскет-валид (Новые перспективы психической реабилитции) СПб. Адаптивная физическая культура №2, 2003, с. 38-39. -
Жульен Н. Словарь символов. Челябинск. Изд. «Урал LTD».1996. -
Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. Москва. Международная Педагогическая Академия. 1994. -
Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа СПб. Восточно-Европейский Институт психоанализа. 1995. -
Хейзинга И. Homo Ludeng. М. Изд. Прогресс-Академия. 1992. -
Frobening L. Kulturgeshichte Africas. Lpz. 1932. -
Несмеянов А.А., Несмеянов Д.А., Несмеянов П.А. ПИТЕРБАСКЕТ. Издательство «Геликон Плюс». С-Пб.: 2002. -
Портных Ю.И. «ПИТЕРБАСКЕТ-ВАЛИД» - большие возможности // Адаптивная физическая культура. 2, 2003, 36 – 38 с. -
Несмеянов А.А., Несмеянов Д.А., Несмеянов П.А. Игра академическая. // Адаптивная физическая культура. № 4, 2003. – с. 42. -
Акопов А.Ю. Лечение игровой зависимости. – В сб.: Новейшие методы лечения алкоголизма, наркомании, табакокурения, игровой зависимости. С-Пб., 2003, с. 14 – 16. -
Акопов А.Ю. Психотерапия игровой зависимости. – С-Пб., Академия информациологии, «Исследования, поиски, опыт работы»: сборник научных трудов, выпуск 7, 2003, с. 3 – 43.
|