Лечение и реабилитация игроков с психологической зависимостью от азартной игры другой игровой деятельностью.
ЛЕЧЕНИЕ И РЕАБИЛИТАЦИЯ ИГРОКОВ С ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ ОТ АЗАРТНОЙ ИГРЫ ДРУГОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ. А.Ю. Акопов, А.А. Несмеянов. (Медицинский центр «Бехтерев», клиника «НОРДМЕД» Лауреат «Золотой книги Санкт-Петербурга). «Из всех состояний человека именно игра и только игра делает его совершенным и сразу раскрывает его двойственную природу». Ф. Шиллер К существенным элементам любой игры относятся: правила, случай и выбор. В разных играх удельный вес этих компонентов различен. Азартные игры, особенно на деньги, относятся к играм, в которых доминирует роль случая. Основным методом в лечении игровой зависимости выступает психотерапия. Одним из нас (А.Ю, Акопов, 2002, 2003) разработан психотерапевтический метод контраддиктивной стимуляции (КАС). Он основан на признании неоспоримыми некоторых психологических закономерностей. -
Если человек в течение длительного периода (годы) многократно повторяет по собственной воле некие действия, значит это ему нравится, они доставляют ему удовольствие, комфортное состояние и даже эйфорию, азарт, кураж. -
Игрок со сформированной зависимостью все богатство мира, различные источники жизненных, реальных радостей подменяет одним – азартной игрой. -
При выходе из зависимости необходим переход от Подмены к Замене (наркотических удовольствий на другие, естественные радости). В этом стержень метода КАС. Основные причины игры – желание играть, игровой азарт и высокая позитивная значимость игры, рождающая пристрастное отношение к игре. Основными направлениями при психотерапии игровой зависимости являются: -
Подавление желания играть на осознанном и подсознательном уровнях. -
Контроль поведения вне игры и в частности, недопущение нарастания азарта и других гедонистических внутренних состояний психофизического напряжения. -
Изменение субъективного отношения к игре с пристрастно крайне желанного сначала на негативное, а потом и нейтрально-безразличное. -
Коррекция всех ошибок логического мышления игрока, а именно: -
Ошибок желания. Они возникают из-за выраженного желания играть, субъективно-пристрастного отношения к игре и крайней значимости результата (выигрыша). Из-за этого происходит аберрация восприятия игры с возникновением неопределенных надежд (иллюзий игрока), которые нуждаются в жестком и полном развенчании. -
Ошибок познания, познавательной деятельности – когнитивных ошибок (типичная ошибка игрока, тактики подлавливания крупного выигрыша; иллюзия выбора). -
Ошибок веры – иррациональных убеждений (например, безусловной веры в свои способности, успехи, фарт, везение, удачу, счастливый случай). -
Формирование твердого, четкого понимания невозможности конечного выигрыша для игрока с зависимостью. -
Подавление навязчивого – компульсивного (неудержимого) характера игры с изменением поведения. -
Осознание неэффективности всей игровой деятельности по всем критериям выбора принятия решения и по результату. -
Выявление абсурдности, нелепости, бессмысленности азартной игры на деньги как целостной практической деятельности с переключением на другие виды деятельности, приносящие ранее зависимому человеку не меньше удовольствия, чем прежний игровой наркотик. Это достигается путем: -
Информирования, просвещения игрока. -
Мощным эмоционально-энергетическим воздействием психотерапевта. -
Психологического проигрывания ситуации из его игровой практики. -
Изменением поведения игрока. -
Экранированием, дистанцированием и исключением действия всех провоцирующих игру внешних и внутренних факторов. -
Изменения когниции (познавательного мышления, направленности познания, познавательной активности). -
Изменения мотивации игрока (необходимо лишить игру побудительно-энергетической подпитки) с формированием новых установок, потребностей, ценностей и целей. -
Медикаментозной терапии. -
Семейной и производственной психотерапии и реабилитации. -
Подключения не психотерапевтических методов (аурикулярного микрочипового программирования интракраниальной транслокации, другой игровой деятельности, в частности использования коллективных спортивных игр). Выше было упомянуто о фактах, провоцирующих игру. Вот они: -
Внешняя провокация (реклама автоматов казино; сами автоматы, казино, встречающиеся на пути; внешне обусловленные ассоциации). -
Конфликты, ссоры, неблагоприятная семейная и производственная ситуация. -
Алкогольные эксцессы, алкоголизм. -
Прием наркотиков. -
Депрессия и другие патологические психофизиологические состояния. -
Экзистенциальный (жизненный) вакуум как симптом абстиненции. -
Усталость, большие нагрузки. -
Память, в том числе ассоциальная (об игре, игровых эпизодах, выигрышах, выигрышных комбинациях, удовольствий от игры, своих внутренних состояниях азарта, куража, наслаждения). -
Наличие свободного времени. -
Минимальная начальная сумма денег, необходимая для того чтобы данный игрок зашел в зал казино. Последние два фактора – ведущие. Итак, в основе игровой деятельности лежит желание играть, присоединяющиеся по ходу игры азарт (увлеченность игрой) и меняющееся отношение к игре (повышение субъективной значимости ее). Это три причины игры. Контрапунктом игровой зависимости и ее лечения выступает контроль (своего игрового поведения, дозы игрового наркотика, времени игры, игровой ситуации и т.д.) и, прежде всего, контроль игрового импульса.
Здесь важны такие факторы: -
Необходимость включения контроля до принятия решения об игре. -
Учет постоянного желания играть на осознанном и бессознательном уровнях. -
Понимание невозможности контроля над своим поведением после принятия решения об игре. -
Устранение причин игры (осознанного желания играть; надвигающегося азарта; изменения субъективного отношения к игре). -
Обнуление мотивов игры, т.е. побудительно-энергетических факторов ее (познавательного интереса; стремления к выигрышу; влияние проигрыша на отыгрыш; наличия долга; всех иллюзий игрока; внутренних гедонических состояний куража, азарта; влияния самого процесса игры на ее продолжение; памяти об игре; идеальных игровых эпизодах; компульсивно-навязчивого характера игры). -
Устранение (по возможности) и блокирование внешних. -
И внутренних провоцирующих игру факторов. -
Контроль за принятием решения. -
Фиксация признаков надвигающегося срыва: нарастания психоэмоционального напряжения, усиления фантазирования об игре, прекращения борьбы мотивов играть – не играть в пользу игры. По нашему мнению, одним и наиболее удачных общих вариантов замены патологической игры являются коллективные спортивные игры, в частности, питербаскет.
Питербаскет и его разновидность – новая игра с мячом. Это и настольная игра, а также варианты игры для дошкольного возраста. Кроме того: ватерпитербаскет, айспитербаскет, питербаскетвалид, питербаскетпопули. Таким образом имеем возможность реализовать идею всепродолжающейся игры с мячом от детского возраста до совершенства лет. От игры детской до олимпийской.
Питербаскет - спортивная игра с мячом, презентация которой состоялась в декабре 2002 года в Санкт-Петербурге во Дворце спорта «Юбилейный» на 9-м международном турнире «Кубок Владимира Петровича Кондрашина и Александра Белова». Игра, предложенная А.А. Несмеяновым, Д.А. Несмеяновым и П.А. Несмеяновым, запатентована (удостоверение на полезную модель № 28826 от 20.09.2002 г.; патент № 3871 от 10.06.2003 г.; патент № 33712 от 16.07.2003 г.). Впервые правила питербаскета опубликованы в 2002 году. Играют на площадке, выполненной в виде круга диаметром 18 метров с тремя концентрическими окружностями, ограничивающими зоны 3 секунд (R-3 м), двухочковых (R-6 м) и трехочковых бросков (R-9 м). В центре игровой площадки установлена стойка с закрепленными на ней щитами с корзинами в виде равностороннего треугольника. Участвуют по три игрока от каждой команды, играют три 15- минутных периода с 5-минутными перерывами. Каждая из команд имеет право забрасывать мяч в любую корзину.
Игра зрелищна, эмоциональна, что увеличивает ее привлекательность и вызывает азарт не только у игроков, но и у болельщиков. Первые соревнования по питербаскету состоялись в 2003 году в программе Всероссийской универсиады по летним видам спорта, среди студентов, обучающихся по специальности «Адаптивная физическая культура» (физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая и инвалидов). Финал с участием 20 женских и 20 мужских команд – студентов различных регионов России - состоялся в Санкт-Петербурге с 26 по 28 ноября 2003 года на Большой спортивной арене Дворца спорта «Юбилейный». Отныне универсиада стала ежегодной. Питербаскет включен в ее программу.
В период проведения выставки INTER Спорт Ленэкспо 26-29.02.04 г. был проведен юношеский турнир по питербаскету на кубок «Наследие В.П. Кондрашина».
Питербаскет посвящен предстоящему 100-летию отечественного баскетбола (Петербург, 1906 г.), 30-летию победы на XX олимпийских играх (Мюнхен, 1972 г.) и 300-летию Санкт-Петербурга (2003 г.).
Новая игра с мячом и ее разновидности (питербаскет-валид, ватер-питербаскет, айс-питербаскет) взяты под опеку и патронаж Российской академии естественных наук (РАЕН), придавшей ей статус академической с правом проведения соревнований под флагом РАЕН. Игра и ее авторы награждены почетными медалями академии «За практический вклад в укрепление здоровья нации» (2003 г.). Питербаскет включен в программу участия РАЕН в ЭКСПО-2005 (Япония, г. Анчи). Питербаскет – лауреат «Золотой книги Отечества» (2004 г.). Федерация питербаскета Санкт-Петербурга участвует в организации турнира по питербаскету на кубок академика Несмеянова, посвященного памяти тренера по баскетболу Александра Константиновича Сухоносова (г. Нальчик, КБР, апрель 2004 г.). Федерация питербаскета принимает участие в подготовке к турниру по питербаскету, посвященному 70-летию кафедры спортивных игр Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры имени П.Ф. Лесгафта (Санкт-Петербург, май 2004 г.).
Простота правил игры, зрелищность, возможность многочисленно атаковать и добиваться желанных попаданий в ту или иную корзину превращают новую игру питербаскет в массовую, семейную, народную, сохраняя все признаки классической, претендующей на олимпийскую оптимальную коллективную спортивную игру.
Федерация питербаскета предлагает свои услуги по изготовлению площадок, по поставке оборудования и инвентаря, проведению мастер-классов и организации соревнований.
А в коллективных спортивных играх (в частности питербаскет) заложены большие возможности: -
Создают ситуацию управляемого азарта (чего нет у зависимых). -
Создают условия (это смысл спортивных игр) для коллективного взаимодействия (и, конечно, общения). -
Позволяют диаметрально противоположным образом менять направленность, вектор поля сознания (всех устремлений, усилий, планов, целей, программ деятельности) с направления на себя (эгоцентризм, присущий многим старикам, больным, точнее, любой болезни, и азартным игрокам с зависимостью) на ориентацию, на коллективные действия, что и приводит к вынесению вектора своего поля сознания вовне, на других (людей, объекты, любую внешнюю деятельность) как противоположность прежней эгоцентрической направленности личности. -
Коллективный характер спортивной игры создает эффекты группового психотерапевтического взаимодействия, аналогичные таковым при групповой психотерапии психотерапевтической группы. Это дает, в частности, возможность проследить динамку команды как психотерапевтической группы в процессе обучения (тренировок). То есть, при таком использовании игры команда выступает как психотерапевтическая группа, где корректируется индивидуальные негативные особенности каждого, а тренер – судья берет на себя функции психотерапевта. -
Особенностью вовлечения в спортивные игры и инвалидов, и игроков с зависимостью от азартных игр на деньги является то, что замена и болезни и азартной игры на спортивную коллективную игру осуществляется в основном не путем информирования (то есть вербально), а через деятельность, т.е. это более глубокое, неформальное по сути, доходчивое, невербальное воздействие на психологию человека. -
Спортивная игра формирует умение планировать свои действия, контролировать ход событий и динамическую ситуацию («читать игру») и предвосхищать результат деятельности и своей, и команды в целом, что совершенствует процессы антиципации и прогнозирования. -
Она формирует чувство ответственности за себя и всю команду через принятие важных, ответственных решений (например, в ситуации, когда игрок берет игру на себя). -
Она дает уверенность в достижении успеха, и эта уверенность в успехе реальна, как и сама победа, в отличие от бесконечных иллюзий игрока в азартные игры на деньги. Особенности психологии отмеченные в трех предыдущих пунктах, являются слабыми местами, психологическими качествами у азартных игроков. -
В спортивной игре тренируются механизмы принятия индивидуальных и коллективных решений (а именно совершенствуется их качество, быстрота и эффективность), а также - самоконтроля (контроля своего игрового поведения и коррекции неудачных решений), т.е. замыкания обратной связи результата и последующего витка поведения в единое рефлекторное кольцо совершенного, гармоничного действия. -
Создаются навыки частной, коллективной игры с подавлением во многом своих мелких личных интересов (борьба с эгоизмом и индивидуализмом), то есть происходит вовлечение в процесс социализации через коммуникативную деятельность. -
Коллективные спортивные игры (в частности обсуждаемых в частности питербаскета и его разновидностей) выступают не только методом, способом в структуре комплексного лечения и реабилитации лиц с игровой зависимостью, но и являют собою прямо противоположную модель и психологии, и принятия решения, и поведения таковым у азартного игрока. Таб. 1. Вывод Коллективная спортивная игра (в данном обсуждении - питербаскет и его разновидности) является не только эффективным методом (способом) лечения и реабилитации при игровой зависимости (по существу, деятельностным вариантом психотерапии в отличие от большинства ее вербальных методов), но и полным антиподом ее, идеальной моделью любого позитивного социального поведения вообще. (алкоголизм, наркомания др.). ЛИТЕРАТУРА -
Акопов А.Ю. Игра в жизнь. – СПб.: Политехника, 1999. – 120 с. -
Акопов А.Ю. Психотерапия зависимости. – «Реклама шанс», 2002, № 86, с 106. -
Акопов А.Ю. Лечение игровой зависимости. – В сб.: Новейшие методы лечения алкоголизма, наркомании, табакокурения, игровой зависимости. СПб., 2003, с. 14 – 16. -
Акопов А.Ю. Психотерапия игровой зависимости. – СПб., Академия информациологии, «Исследования, поиски, опыт работы»: сборник научных трудов, выпуск 7, 2003, с. 3 – 43. -
Несмеянов А.А., Несмеянов Д.А., Несмеянов П.А. Питербаскет. – СПб.: НОРДМЕД Плюс, 2002. – 36 с. -
Эйген М., Винклер Р. Игра жизни. – М.: Наука, 1979. – 96 с. -
Вселюбский Г.А. ПИТЕРБАСКЕТ-ВАЛИД (новые перспективы психической реабилитации) // Адаптивная физическая культура, 2, 2003. 38 – 39 с. -
Портных Ю.И. «ПИТЕРБАСЕТ-ВАЛИД» - большие возможности // Адаптивная физическая культура. 2, 2003, 36 – 38 с. -
Несмеянов А.А., Несмеянов Д.А., Несмеянов П.А. Игра академическая. // Адаптивная физическая культура. № 4, 2003. – с. 42. К.м.н., профессор | А.Ю. Акопов | Д.м.н., профессор, Академик РАЕН | А.А. Несмеянов | Таблица 1
Психологические свойства, особенности принятия решения и поведения
Азартного игрока с зависимостью | Спортивного игрока | Психологические свойства | Авантюризм, склонность к неоправданному риску. Отсутствие чувства меры. Азарт практически почти не контролируется. Крайний эгоцентризм и индивидуализм. | Четкое, мгновенное «прочтение игры», игровой ситуации. Тщательная экономность в средствах достижения цели. Увлеченность игрой полностью не контролируется. Коллективное мышление. | Принятие решения. | Цели – выигрыш, сам процесс игры, снятие абстиненции. Доминирующий фактор игры – случай (в успешной игре игрок должен полагаться на него, но вместо этого гипертрофирует в субъективном сознании роль выбора и свою роль в достижении результата). Безответственность и перед собой, и перед близкими в принятии решения играть. Ориентация только на свои эгоистические, иллюзорные желания. Крайне субъективное, неадекватное, иллюзорное игнорирование объективной информации, вообще реальности. | Цель – выигрыш и игровом противоборстве. Доминирующий фактор игры – точный, своевременный выбор по установленным правилам. Высокая ответственность перед командой и тренером в принятии решений. Учет интересов команды. Подавляющая роль ситуации с учетом своих реальных индивидуальных возможностей. | Поведение. | Формальность в общении с уходом (как общим механизмом принятия решения при общении). Игнорирование конечного результата. Безответственность в поведении перед собой, родными, близкими. Плохие исполнители. Конечный результат всегда отрицательный (итоговый проигрыш). Абсурдность поведения с информационно-энергетической точки зрения, т.е. по информационному и энергетическому критериям (накопление отрицательной информации с тратой энергии, что приводит к опустошенности и распаду личности). Высокая коммуникативность. | Все устремления направлены на достижение конечного результата – победы. Высочайшая ответственность в поведении за себя перед командой. Высочайший уровень исполнительского мастерства. Конечный результат – процесс игры на уровне искусства и блестящий положительный результат – победа. Накопление информации и энергии с усложнением структур (повышенные сложности, развитие системы – команды), т.е. это созидательный процесс. |
|