ПитерБаскет ПитерБаскет
Об игре О федерации Турниры Публикации Оборудование игры Фотоальбом Ваше мнение Контакты
Новости

Игровая терапия на этапах лечения


ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ НА ЭТАПАХ ЛЕЧЕНИЯ
Ю.И. Портных, А.Ю. Акопов, Г.А. Вселюбский, А.А. Несмеянов
Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры имени П.Ф. Лесгафта;
медицинский центр «Бехтерев»;
клиника «НОРДМЕД», лауреат «Золотой книги Санкт-Петербурга».

  Поиск все более эффективных средств и методов реабилитации – одно из главных условий сокращения сроков и достижения высокой степени восстановления после перенесенных болезней и при нарушениях функциональной деятельности организма. В силу этого поиск ведется непрерывно и базируется в первую очередь на новых научных данных и малоизвестных фактах, до определенного времени оставшихся вне поля зрения специалистов. Есть все основания считать, что к числу подобных средств следует отнести использование мер, значение которых в системе реабилитации до самого последнего времени просто не понималось, и только сейчас появились мнения об особой значимости игры, понимаемой как природосообразное и универсальное средство комплексного (психологического, физического, двигательного, социального) восстановления и развития утраченных функций (Л.В. Шанкова, 2003; Е.Я. Михайлова, 2003; О.А. Шпитальная, 2000). Справедливости ради нужно отметить, что попытка использования игр в целях психической реабилитации была предпринята в самом начале минувшего века. И сделал это отец современного психоанализа Зигмунд Фрейд, который использовал игру для борьбы с психическим перенапряжением в 1909 году (Freud, 1955). В дальнейшем благодаря работам H. Hug-Heemuth (1921), М. Кlein, D. Lebo и в особенности дочери Фрейда Анны Faeud (1928/65) сформировалась теория и практика игровой терапии как метода реализации психоаналитического подхода при лечении детских неврозов. Помимо задач оздоровления психо-эмоциональных состояний, выведения из стрессовых неврозов игры стали использоваться как метод восстановления внутреннего мира эмоциональных отношений, снижения уровня тревожности, улучшения собственной «Я - концепции» (М. Кордуэлл, 2000; С. Миллер, 1995; Ф. Виттельс, 1991). При этом опирались на понятие сублимации, понимая под этим процесс освобождения вытесненной энергии при помощи ее последовательного превращения и перехода в сознательные формы деятельности. Оказалось, что интенсивнее всего играют люди, утратившие душевное равновесие и испытывающие конфликт между сознательным и бессознательным внутри себя. Потребность в игровой терапии в наибольшей степени испытывают люди, лишенные обычных человеческих контактов и испытывающие эмоциональную и сенсорную депревацию (Э. Бери, 1992).

  Расширение признания значимости игровой терапии привело к тому, что в США в 1982 году была создана Международная ассоциация игровой терапии (АИТ), что послужило началом развития и углубления исследований в новой области (Г. Лаэндрев, 1998). В частности, очень скоро было показано, что всякая госпитализация вызывает страх и напряжение. Чувство тревоги в свою очередь нарушает здоровую приспособляемость и замедляет процессы восстановления. Поэтому в больницах создавались специальные игровые комнаты. Широко игровая терапия применялась в психиатрических учреждениях и особенно в работе с детьми всех диагностических категорий, кроме полного аутизма и шизофрении. Анализ достижений позволяет прийти к заключению об особой ценности игры как средства психической реабилитации. И поскольку всякие заболевания представляют собой мощный стрессогенный фактор, борьба с ним является необходимостью для каждого больного. Ускорение процессов психологического выздоровления, сопровождающегося нормализацией собственного психического статуса, положительно влияет на весь процесс реабилитации.

  Игра представляет одну из важнейших жизненных потребностей человека. Можно сказать (вслед за Ф. Шиллером), что только в игре человек становится самим собой и поэтому инстинктивно стремится к игре. Получив такую возможность, он «упивается» процессом игры и получает высшее удовлетворение от пережитого им инсайта в процессе игры. Участие в игре – это, несомненно, первый признак возвращения к нормальной жизни и комплексу удовольствий, с которыми она связана. В этих условиях игра – то инструмент выведения человека из состояния одиночества, поскольку всякая игра предполагает общение с другими участниками.   Игра дарит больному пусть и относительное, но все же ни с чем не сравнимое чувство свободы. В большинстве случаев он свободен в выборе игры, в выборе партнеров, целей, которые он преследует в игре, способов и критериев личной успешности в достижении этих целей. А это во многом совпадает с его представлениями о собственных возможностях и в то же время активизирует его актуальные способности. В результате преодолеваются внутренние конфликты, психический дискомфорт и всевозможные неврологические состояния.

   Однако ценность терапевтического влияния игры не ограничивается одной лишь психологической сферой. Не менее существенным оказывается влияние на восстановление двигательной функции и в том числе механизмов ее энергетического обеспечения. Игровая деятельность носит, как правило, психомоторный характер. Это значит, что в процессе игры задействованы анализаторные системы, вовлечены психо-эмоциональные интеллектуальные сферы. Все это превращает игру в весомое, радостное приключение, исход которого зависит от правильности принятого решения и его реального (чаще всего двигательного) воплощения. Поэтому успех в игре окрыляет и прежде всего потому, что он достигнут в результате собственных усилий и напряжения воли. Это создает позитивный заряд, обеспечивающий постоянное желание принять участие в этом живом и доступном творческом процессе. Таким образом, всякая игра оказывает комплексное воздействие на восстановление утраченных ранее качеств или способностей. Высокая игровая активность обеспечивается личностной заинтересованностью каждого участника. Непринудительный характер упражнений разительно отличает их эффект от упражнений, выполненных без удовольствия и желания.

  Игры являются средством общего и локального воздействия, положительный эффект в любом случае apriori запрограммирован. и неслучайно использование игрового метода в сфере реабилитации дает хорошие результаты при лечении различных контингентов больных. Однако достижение такого эффекта обусловлено рядом существенных обстоятельств. Первое из них заключено в необходимости сочетания медицинских и педагогических знаний. Только в этом случае можно надеяться на точный подбор игр или еще важнее – создание новых игровых вариантов, которые бы в наилучшей мере отвечали избранной стратегии излечения. Вторым обязательным условием является умение организовать и вести игру, достигая планируемого результата. Потому еще одним условием, имеющим первостепенное значение, будет способность руководителя заряжать энтузиазмом играющих и постоянно поддерживать атмосферу радости в игре. Само собой разумеется, что все эти качества могут появиться не вдруг и не сами, а лишь в результате специального обучения. Поэтому необходимо готовить специалистов–реабилитологов на базе медицинских и педагогических вузов.

  Особенно велика роль игры в процессе двигательной реабилитации. Свойственная всякой игре эмоциональная форма выполнения двигательных заданий оказывается исключительно доступным способом восстановления двигательной активности. При этом в первую очередь совершенствуются координационные механизмы наиболее привычных и естественных движений – ходьбы, бега, прыжков и метаний. Выбор и произвольное выполнение действий позволяют точнейшим образом индивидуализировать направленность и эффект предлагаемых двигательных программ. Этому помогает исключительное разнообразие игр от простейших подвижных до сложнейших. Особенно велики возможности применения как называемых спортивных игр. Однако на практике в процессе реабилитации эти игры почти не используются, хотя их содержание, а главное – характер соревнования могут видоизменяться и регулироваться в самом широком диапазоне.

  Термин «игровая реабилитация» акцентирует внимание на основные психологические категории. Преследует вполне обоснованное ощущение, что тема недостаточно разработана. Например, игровая реабилитация при патологической склонности к азартным играм, которая относится к группе нехимических, информационных (так называют на Западе), социально-психологических наркоманий. Условным наркотиком выступает азартная игра. Разновидностей игр много, однако, наиболее распространенными у нас являются «однорукий бандит», карточная игра в покер в казино, различные «лохотроны» (игра в наперсток и др.), компьютерные игры (по мировой статистике попадает в зависимость каждый десятый, имеющий дело с компьютером), электронная рулетка, Интернет.

  Кроме уже известных нам иллюзий азартного игрока с психологической зависимостью (иллюзии большого выигрыша, возможности зарабатывать игрой, быстро отыграться и вернуть долг; иллюзорное восприятие характера игры [элементы индивидуализации, персонификации, олицетворения, одушевления, отождествления, присвоения полного овладения, иллюзия «игры с партнером», чаще – враждебным]; иллюзии возможности управления игровой ситуацией и процессом игры [выпадением комбинаций цифр, изображений, иллюзии влияния на автомат, крупье]; иллюзии контроля своего игрового поведения, активности и психоэмоционального состояния; иллюзии предвидения и контроля последствий игры; игровое фантазирование; иллюзии темпа, скорости своих действий, ритма) есть смысл выделить еще одну, связанную с соотношением роли выбора и случая в субъективном сознании игрока.

  Задача успешного игрока состоит в том, чтобы его прогноз (ставка, выбор определенной комбинации) совпал в цепочке случайной последовательности «ответов» автомата (игрок воспринимает это как совпадение во времени). Это, возможно, и приводит к гипертрофированию в сознании игрока роли последовательности его ставок и последовательности (чередования во времени) действий («ответов») автомата. Тем самым в его представлениях выбор доминирует над случаем, который (случай) фактически и определяет результат игрового поведения. Другими словами: в сознании игрока его выбор (шире – он сам) доминирует над ролью автомата (это когнитивная ошибка игрока – иллюзия выбора), хотя на самом деле вся игра сводится для него к тому, чтобы его выбор совпал с запрограммированным «ответом» автомата, то есть в реальности доминирующей составляющей в игре являются не действия игрока, а поведение автомата в данный момент. Но так как оно случайно, то подстроиться под автомат с вероятностью 1, то есть давать каждый раз безошибочный прогноз, невозможно в принципе из-за случайного чередования «ответов» автомата. То есть с высокой вероятностью обеспечить выигрыш в игре в целом и по каждой ставке в отдельности невозможно, так как действия автомата абсолютно не зависят от действий игрока, они связаны только пошаговой очередностью действий: кто бы перед ним ни сидел и что бы ни поставил игрок, в данный момент автомат выбросит запрограммированный вариант ответа. Эта ситуация и называется в теории игр «игрой с природой», а игрок ошибочно воспринимает автомат (крупье) как партнера. Фактически автомат партнером игроку вообще не является, это только видимость, создаваемая ситуацией: игрок играет не с автоматом, а в автомат (это, скорее, не игра, а угадывание). Это понимает холодный, опытный игрок без зависимости. Поэтому он не фиксируется на своем выборе, ни на «ответе» автомата (крупье), а искомое и достигнутое совпадение воспринимает спокойно, как случайную удачу, не фиксируясь на выигрыше. А азартный игрок считает совпадение собственной заслугой, гипертрофируя свою роль в этой удаче и стремясь, улучшив поведение, обеспечить стабильный, еще больший выигрыш. И поэтому всегда проигрывает в конечном счете.

  Точное копирование (совпадение при воспроизведении, приводящее к накоплению информации), обязательное для эволюции живого, может обеспечиваться только строгой последовательностью действий, то есть процедурой с четкими правилами. Так играет природа (М. Эйген, Р. Винклер, 1979). А азартная игра – это воля случая, который диктует необходимость риска. Но зависимый от игры игрок это не учитывает, хотя в другое время, вне игры, все понимает разумом.

  Один из общих вариантов замены при игровой зависимости – другая игровая деятельность, азартную игру на деньги заменяем другой игрой (театр, спортивные игры).

  Человек вновь учится наслаждаться полнотой бытия.

  Выраженные степени аддикции и психологической зависимости – патологические процессы, нередко они носят труднообратимый, навязчиво-компульсивный (неодолимый) характер. Самому игроку справиться с ним очень трудно (но в принципе можно). Поэтому способ замены включает ряд этапов и реализуется в процессе как индивидуальной, так и групповой психотерапии.

  Он применяется при любой зависимости. Этот способ (применительно к игровой зависимости) основан на понимании феномена болезненного пристрастия к игре как патологической поведенческой модели аддиктивной реализации принципа гедонизма. В процессе формирования игровой зависимости азартный игрок-аддикт (шире – любой зависимый человек) в силу ряда причин гипертрофирует субъективную значимость, роль удовольствия от игры. В дальнейшем для него игра все больше становится самоцелью, а не способом получения удовольствия (игра ради самого процесса игры).

  Суть способа игровой реабилитации прост и особенно эффектен на примере вовлечения в игровой спортивный процесс с использованием новой спортивной игры с мячом – питербаскета и его многочисленных разновидностей. Привлекает новизна решений при их очевидной простоте и усвояемости.

  Питербаскет - командная игра, напоминающая современный баскетбол, но в ней участвуют по три игрока каждой команды. Играют на площадке в виде круга, размеченного тремя концентрическими окружностями. В центре расположена стойка; на ней закреплены три стандартных прозрачных щита с кольцами, установленными в виде равностороннего треугольника. В закрытых помещениях (например, в спортивных залах) крепеж щитов осуществляют специальным устройством к потолочным перекрытиям.

  Суть игры в том, что игроки двух соревнующихся команд, ведя мяч правой и левой руками попеременно и отдавая пасы друг другу, стремятся забросить мяч в одну из трех корзин – металлические кольца с сеткой, зафиксированные на трех щитах на определенной высоте. При этом игроки не должны совершать «пробежек» (то есть более двух шагов) и не могут брать мяч двумя руками более двух раз, не должны применять жесткие физические приемы (подталкивания, удары по корпусу и рукам). Однако при использовании питербаскета в качестве игровой реабилитации многие правила упрощают. Например, не наказывают за двойное ведение или пробежку. Строгость судейства формируется по мере освоения основных приемов игры, принципиально не отличающихся от правил традиционного современного баскетбола. В конечном итоге в результате игровой реабилитации возможно появление нового высококлассного баскетболиста. Это подтверждает значимость питербаскета в развитии и совершенствовании отечественного баскетбола.

  Таким образом, рассматривая питербаскет как способ игровой реабилитации у лиц с игровой зависимостью в сочетании с психотерапевтическим методом контраддиктивной ситуации, мы можем ожидать не только выздоровления, но и становление игрока, преданного баскетболу.

Д.п.н., профессор

Ю.И. Портных

К.м.н., профессор

А.Ю. Акопов

К.м.н., член-корреспондент МАИ

Г.А. Вселюбский

Д.м.н., профессор, Академик РАЕН

А.А. Несмеянов

ЛИТЕРАТУРА

  1. Шпитальная О.А. Физическая рекреакция младших школьников с проблемами интеллекта в условиях детского сада. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. - СПб. - 2000.

  2. Михайлова Е.Я. Коррекция психомоторных нарушений у дошкольников с заиканием средствами адаптивной физической культуры. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. - СПб. - 2003.

  3. Шапкова Л.М. Адаптивная физическая культура: методология и развитие в сфере высшего профессионального образования. Автореферат диссертации доктора педагогических наук. - СПб. - 2003.

  4. Freud S. The cases of «Little haus» and the «Ratman». Complete Works. The psychanalitic peay technique//Am. J. Orthopsych iat. 1955. Voe. 25. P. – 223 – 237.

  5. Lebo D. Development of pleay as a form of therapy: from Rousseau to Rogers//Am. I. Psychiat. 1955/6. Voe. 112. Р. 418 - 422.

  6. Freud A. Introcmetion to he technigue of child cmalysis, New Joer. Disease Pubei shing. - 1928.

  7. Hug-Hellmuth H. Оn the technique of chied – anaeysis. International Journal of Psychoanalysis. – 2. – 1921. - Р. 287 - 305.

  8. Г.Л. Лэндрет. Игровая терапия: искусство отношений. – М. Институт практической психологии 1998. - С. 365.

  9. Кордуэлл М. Психология: А-я. – Гранд. – М. - 2000. - С. 113.

  10. . Миллер С. Психология игры. Университетская книга. – СПб. - 1999. – С. 22 - 25.

  11. Виттельс Ф. Фрейд: его личность, учение и школа. Эго. - Л-д. – 1991. С. 20, 142 - 148.

  12. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - Л: Лениздат. – 1992. - С. 399.

  13. Klein M. The psychoanalytic peay technigue. American Journal of ortopsychiatttttry/ v/ 25. - 1955. - Р. 223 - 237.

  14. Портных Ю.И. Дидактические основы использования спортивных игр в физическом воспитании, образовании, реакции и спорте. Докторская диссертация. - Л. - 1994.

  15. Портных Ю.И. «Питербаскет-валид» - большие возможности // Адаптивная физическая культура. – 2003. - № 2. – С. 36 - 38.

  16. Акопов А.Ю. Лечение игровой зависимости // Новейшие методы лечения алкоголизма, наркомании, табакокурения, игровой зависимости. – СПб. – 2003. - с. 14 – 16.

  17. Акопов А.Ю. Психотерапия игровой зависимости. – СПб.: Академия информациологии, «Исследования, поиски, опыт работы»: сборник научных трудов. - Выпуск 7. – 2003 - С. 3 – 43.

  18. Вселюбский Г.А. «ПИТЕРБАСКЕТ-ВАЛИД» (новые перспективы психической реабилитации) // Адаптивная физическая культура. - № 2. – 2003. – с. 38 – 39.

  19. Несмеянов А.А., Несмеянов Д.А., Несмеянов П.А. Питербаскет. СПб.: Геликон – Плюс. – 2002.

Авторская справка

  1. Россия, 190121, Санкт-Петербург, СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, ул. Декабристов, 35, кафедра спортивных игр.
    Тел.: (812) 114-17-51, 111-20-04, 376-67-98.
    Портных Юрий Иванович, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный тренер РФ.

  2. Медицинский центр «Бехтерев», СПб. Петроградская сторона, ул. Мира, д. 16.
    тел.: (812) 323-87-88, 447-07-47, 324-66-90, 351-88-33, 597-07-92.
    Акопов Анатолий Юрьевич, кандидат медицинских наук, профессор медицинского центра, II разряд по футболу.

  3. ООО «НОРДМЕД», лауреат «Золотой книги Санкт-Петербурга». 193124, Санкт-Петербург, ул. Тверская, 12/15. Тел.: (812) 275-40-74, 275-90-02; тел./факс (812) 275-90-04; факс (812) 110-02-06. E-mail: org@piterbasket.com
    Вслюбский Григорий Абрамович, кандидат медицинских наук, член- корреспондент МАИ.

  4. E-mail: org@piterbasket.com
    Несмеянов Анатолий Александрович, доктор медицинских наук, профессор, академик РАЕН, I разряд по баскетболу.

ПитерБаскет
Новости

10 Сентября 2011
Lietuvos krepsinio legenda ХХ
Из Каунаса соощают, что 10.09.11 г. в 12.00. состоялась презентация книги литовского историка баскетбола Скирмантаса Л.Каралевичуса " Lietuvos krepsinio legenda ХХ" ( "Легенда баскетбола Литвы 20-го века") в библиотеке им.В.Кудирка. В программе презентации были включены : книга выдающегося кардиохирурга академика РАМН Юргиса Ю. Бредикиса " На грани " и российских авторов Юрия И.Портных, Светланы Л.Фетисовой и Анатолия А. Несмеянова " Доступный каждому баскетбол ". Презентации книг предшествовал турнир по питербаскету (трикрепшису) среди детских команд, посвященный 37-му Чемпионату Европы по баскетболу среди мужских команд.
подробнее... »»





(c) Copyright 2004-2021 Piterbasket, Designed by Stom.Ru 2004