Новая спортивная игра «Питербаскет» и целесообразность её применения в физическом воспитании детей дошкольного возраста. А.А. Несмеянов, С.Л. Фетисова
Российский государственный педагогический университет им.А.И.Герцена,Санкт-Петербург
Баскетбол как эффективное средство физического воспитания и разностороннего развития занимающихся уже давно приобрел всеобщее признание и широкую популярность. Его справедливо относят к числу наиболее ценных физических упражнений, обеспечивающих широкую физическую подготовку. Полезное воздействие баскетбола особенно велико, если он применяется в период наиболее интенсивного возрастного развития (3, 5, 6). Характерные для этой игры высочайшие требования к координации движений оказывают благоприятное воздействие на развитие ЦНС и формирование высшей деятельности и функциональных систем поведенческих реакций. Тем самым совершенствуются механизмы системной адаптации деятельности организма к влиянию разнообразных условий внешней среды. Эмоционально насыщенная игровая деятельность лучше всего обеспечивает прочное овладение жизненно-важными двигательными навыками, способствует совершенствованию функциональной и психической деятельности организма. В результате занимающиеся баскетболом дети обгоняют в темпах своего развития не занимающихся сверстников. ( 2, 5 ) .
Накопленный к этому времени опыт использования баскетбола в физическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста однозначно свидетельствует в пользу дальнейшего расширения его применения с целью повышения эффективности процесса физического и своевременного формирования интереса к занятиям спортом и спортивной ориентации детей дошкольного возраста детей 5-6 лет.(1,6 )
В качестве основного и эффективного способа решения этой задачи может быть избран метод использования различных упрощенных вариантов игры в баскетбол и в том числе новой его разновидности игры «Питербаскет» ( 4,3 ).
Первая апробация этой игры прошла в 2003 году и за этот сравнительно короткий промежуток времени она приобрела распространение не только в России, но и за её пределами( Литва, Польша, Швеция) . Сегодня «Питербаскет» становится популярным как среди детей, так и учащейся молодежи и взрослого населения.
Чем же привлекателен этот новый вариант баскетбола? От своего старшего брата его отличает используемое оборудование, размеры и конфигурация игровой площадки, а так же относительная простота правил игры. Если в классическом баскетболе играющие стремятся забросить мяч в два кольца, каждое из которых располагается на противоположных сторонах прямоугольной площадки, то здесь в качестве цели для всех играющих используется одновременно не два, а три кольца(со щитами), смонтированными на телескопической стойке, установленной в центре круга диаметром 18метров. При этом сохраняются основные правила баскетбола, но состав команд уменьшается до 2-3 человек. Поэтому основное отличие этого варианта баскетбола состоит в том, что овладевшая мячом команда имеет возможность забросить мяч в любое из трех колец. Важно, что при этом игра проходит на значительно меньшем по сравнении с баскетболом пространстве. В результате существенно сокращается двигательная нагрузка и в тоже время многократно возрастает возможность поражения цели каждым участником, что делает эту игру еще более интересной и эмоционально насыщенной. В то же время эти условия облегчают овладение основами техники и тактики баскетбола, что позволяет детям старшего дошкольного возраста без особого труда освоить её правила и принимать участие в игре.
Преимущество «Питербаскета» заключается в :
1. Расширении игрового пространства, приходящегося на долю каждого играющего, что ограничивает противодействие противника и упрощает использование игровых приемов ;
2. Уменьшении количества игроков, что облегчает ориентировку играющих и выбор правильного решения;
3. Центральном местоположении стойки с тремя кольцами, что расширяет выбор способов достижения конечной цели: забрасывания мяча в корзину.
4. Уменьшении затрат энергии на площадке, в форме круга, где цель установлена в его центре.
5. Облегчении правильного выбора места в ходе игры, где каждый из играющих располагается в непосредственной близости от одного из трех колец;
6. Увеличении для каждого из играющих случаев контакта с мячом, что делает игру особенно интересной для начинающих.
Важной особенностью этого варианта классического баскетбола является возможность вести игру самыми различными мячами и выполнять броски в кольца, установленные на любой высоте от 1,5 до 2,5 метров. Чем ниже кольцо и меньше мяч, тем легче попасть в него и, следовательно, достичь поставленной цели. Эта возможность не только возбуждает большой интерес у всех участников игры, но и помогает выработке точнейших двигательных координаций, не затрудненных излишним напряжением больших мышечных групп в метательных движениях юных баскетболистов.
На точность бросков мяча в кольцо положительно сказывается использование щитов, что не только укрупняет цель и облегчает прицеливание, но и позволяет выполнить броски с отражением мяча от щита. На начальном этапе обучения, когда навык еще недостаточно сформирован, неточные броски мяча «исправляются» отскоком от щита, что дает возможность поразить цель сразу или овладев мячом, повторным броском достичь поставленной цели.
Важно также и то, что использование трех колец в отличии от классического баскетбола, приучает игроков занимать тактически правильную позицию на площадке в форме треугольника. Это облегчает передачу мяча и не позволяет защищающимся использовать коллективный отбор мяча у нападающих. В этом варианте игры, где играющие располагаются по всей окружности, владеющий мячом легко находит свободного партнера, который с близкого расстояния способен поразить цель. Поэтому «Питербаскет» ускоряет процесс формирования базовых тактических навыков, которые лежат в основе индивидуальных и групповых тактических действий.
Образовательное предназначение игры «Питербаскет» кроме того заключается в изучении детьми правил настоящего большого баскетбола. Эти правила следует изучать постепенно и последовательно, переходя от самых важных к менее значимым. Правила каждой игры определяют характер игровых отношений и формируют игровое поведение занимающихся. Поэтому в процессе занятий помимо официальных правил баскетбола полезно использовать так называемые временные правила, позволяющие помочь овладению отдельными двигательными навыками. К числу таких можно отнести запрет на ведение мяча или отбор его у нападающего.
Рассматривая возможность использования игры «Питербаскет» в процессе физического воспитания дошкольников, следует учесть необходимость предварительного усвоения наиболее важных элементов техники владения мячом. К числу таких элементов в первую очередь относится ловля мяча двумя руками , а также передача и бросок мяча в кольцо этим же способом. Особенно важно с самого начала приучать детей не бегать с мячом в руках, а поймав мяч, сразу же остановится, согнув ноги. В самом начале к этому правилу нужно подходить постепенно, обращая внимание на эту ошибку только тогда, когда владеющий мячом пользуется больше, чем тремя шагами.
Все упражнения с мячом лучше всего проводить в форме игры, в которой есть определенный сюжет и элементы состязания. Чаще всего это будут игры типа «Кто лучше?», «Кто точнее?» и т.п. Одновременно с такими игровыми упражнениями следует включать и более сложные подвижные игры, подводящего характера. Вначале это будут игры некомандные, такие как
« Пятнашки мячом», «Стой», «Защита крепости». Затем включатся игры переходные к командным, где владеющие мячом постепенно образуют коллектив и численно превосходят защищающихся. После этого можно включать командные игры, но без борьбы за мяч и ограничением перемещения по площадке («Круговая лапта», «Перестрелка», «Мяч капитану»). Далее включаются игры с борьбой за мяч и бросками в цель, расположенной на некоторой высоте над площадкой. При этом передвижения играющих вначале лучше ограничить определенной зоной. И только после этого возможен переход к игре «Питербаскет» При этом постепенно увеличивается число участников каждой команды от двух к трем человек.
В заключении подчеркнем, что упрощенные варианты игры в баскетбол, включающие в себя метания достаточно тяжелого мяча, по своему воздействию на детский организм не сопоставимы ни с какими другими видами физических упражнений. Поэтому их применении в физическом воспитании детей дошкольного возраста дает возможность успешно решать весь комплекс воспитательно-образовательных задач и полноценного развития ребенка.
Само по себе знакомство с баскетболом отвечает внутренним потребностям дошкольников и сравнительно ранний выбор своего самого любимого вида спорта является одной из наиболее характерных особенностей современного спорта.
Осуществление обучения по преимуществу в процессе игры формирует социально-значимые личностные качества. Участвуя в командных играх играющие учатся подчинять интересы собственного »Я» интересам коллектива и приучается к согласованным действиям вместе со своими партнерами.
Богатство содержания игры «Питербаскет» и относительно небольшие расходы по её внедрению, позволяют интенсифицировать процесс физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, что будет способствовать воспитанию здорового образа жизни - основы плодотворной трудовой деятельности и творческого долголетия.
Литература:
- 1. Бауэр О.П. Спортивные игры как средство воспитания дошкольников//Практико-ориентированная подготовка специалистов физической культуры в системе профессионального педагогического образования: межвузовский сборник научно-методических работ. – СПб. – Издат. дом «Рост».-2006 –с.73-75.
- 2. Бурцева Л.И. Спортивно-игровой метод физического воспитания.// Спорт в школе. – 2001 - №18. –с.7-18.
- 3. Кожемов А.А., Черкесова Л.З., Коноплева А.Н., Несмеянов А.А. Развивающая технология воспитания младших школьников на основе использования игры - радиальный баскетбол («Питербаскет»)// Адаптивная физическая культура.- №2.-2010.с.34-35.
- 4. Несмеянов А.А., Несмеянов Д.А., Несмеянов П.А. Питербаскет.- СПб. Норд мед Плюс -2002.-36с.
- 5. Портных Ю.И., Фетисова С.Л.Дидактика игр в школе// учебно-методическое пособие.-СПб ,РГПУ.-2006.
- 6. Ромашина Н.Г., Костюков В.В. Использование элементов спортивных игр в физкультурной работе с дошкольниками// Спортивные игры в физическом воспитании и спорта. Материалы межд., научно - практ. конф. Смоленск.- 2002, СГИФК.- с.77-81.
Несмеянов Анатолий Александрович, доктор медицинских наук, профессор, академик РАЕН. Дом.адрес: 191015, СПб, Калужский пер., дом 7, кв.95.; 7 (812) 715 7447, anatoly@piterbasket.com
Научный сотрудник НИЛ - 9 ВМедА им.С.М.Кирова, СПб,ул.Лебедева,6.
Фетисова Светлана Лаврентьевна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры спортивных игр РГПУ им. А.И.Герцена.
198215 Санкт-Петербург, Дачный пр. 36,к.2,кв.40. т.3766798, fetset44@bk.ru