ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ С ПОМОЩЬЮ НОВОЙ ИГРЫ «ПИТЕР-БАСКЕТ»
Ю.И.Портных, А.А.Несмеянов, С.Л.Фетисова
Все возрастающая роль спорта в жизни современного общества с каждым днем становится все более очевидной. Вместе с этим растет и его роль в воспитании физической культуры личности, в развитии потенциала психо-физических возможностей, определяющих успешность её трудовой и учебной деятельности. Осознание этого факта неизбежно приводит к выводу о необходимости его гораздо более широкого внедрения в процессы физического воспитания подрастающих поколений. Поэтому максимально возможное использование физических упражнений соревновательного характера или иначе спортизация физического воспитания становится одной из самых актуальных задач совершенствования традиционно сложившейся в нашей стране системы физического воспитания в дошкольных и школьных образовательных учреждениях. До сих пор этому мешало отсутствие необходимых знаний о возможностях использования научно-обоснованных методов безболезненного знакомства и начального обучения детей физическим упражнениям и играм спортивной направленности. Сегодня благодаря успехам игровой педагогики эта проблема во многом снята и на повестку дня встает вопрос о практической реализации этого подхода в занятиях с самыми юными физкультурниками.
Среди наиболее доступных и полезных в занятиях с детьми видов физических упражнений совершенно особое место принадлежит игре в баскетбол, оказывающей наиболее разностороннее влияние и вместе с тем лишенной многих опасностей для физически неокрепшего детского организма. Необходимость использования баскетбола в физическом воспитании школьников признана повсеместно. Однако сегодня этого уже недостаточно. Интерес к баскетболу у детей проявляется гораздо раньше. Опыт показывает, что уже в возрасте 4-5лет дети могут успешно овладевать основными элементами этой спортивной игры. Дальнейшее совершенствование этого направления облегчает использование новой игры
«Питер-баскет», популярность которой после её изобретения в 2002 году растет с каждым годом. Значительно более облегченный характер делает её доступной для детей самого младшего возраста, начиная с 4-5 лет. Конструктивная простота и экономичность используемого в этой игре инвентаря позволяет целенаправленно использовать каждый свободный участок дворового пространства для превращения его в мини-стадион для баскетбольных сражений.
Познакомившись с этой модификацией баскетбола в раннем возрасте, дети смогут выбрать её в последующем для своей спортивной специализации или сохранить к ней любовь на протяжении всей последующей своей жизни. Раннее знакомство с этой игрой полезно не только с позиций своевременной спортивной ориентации, исключительной прочности освоенных двигательных навыков, но в не меньшей мере и в формировании основ здорового образа жизни и физической культуры личности.
От обычного баскетбола «Питер-баскет» отличается рядом особенностей и, в частности: 1- сокращенным составом команд; 2 – уменьшенным на 1/3 размером игровой площадки; 3 – сниженной более чем на метр высотой корзин; 4 – использованием более легких мячей; 5 – более чем вдвое уменьшенным временем игры; 6 – увеличением числа корзин – до трех, в которые можно забросить мяч; 7 – существенным сокращением правил, ограничивающих свободу действий играющих. Эти нововведения расширяют игровые возможности, делают игру не только более интересной, но и более доступной для детей дошкольного возраста.
Наряду с этим необходимо подчеркнуть, что наиболее важной педагогической особенностью использования этого упрощенного варианта баскетбола в ДОУ должно стать сохранение за этой игрой на протяжении не менее чем одного года подготовительных учебных занятий статуса подвижной, а не спортивной игры. И только после этого возможна организация самых простых официальных соревнований внутри одного педагогического коллектива. Такие соревнования должны носить эпизодический и обязательно комплексный характер, что даст возможность каждому раскрыть свои скрытые таланты и выбрать наиболее подходящий вид своей будущей спортивной специализации.